Дети с ограниченными возможностями объективно являются одной из самых социально незащищенных категорий населения.
Ребенок с нарушениями развития ограничен в своих связях с общественностью. Взаимодействие с окружающим миром затруднено не только и не столько вследствие ограниченных возможностей. Такие дети нередко сталкиваются со значительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство. Эта вынужденная изоляция причиняет не меньше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности. Наряду с медицинской, профессиональной и другими традиционными видами реабилитации важна работа по восстановлению социально-культурных связей. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями эффективна, когда она опирается на их способности, на поддержание достоинства.
Такие возможности для развития, самореализации, взаимодействия в коллективе предоставляет спортивно-оздоровительная верховая езда.
Метод спортивно-оздоровительной верховой езды замечателен тем, что создает уникальные условия одновременного и значительного позитивного воздействия на физический статус и психо-эмоциональную сферу пациента.
Верховая езда оказывает биомеханическое воздействие – при движении лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Такая специфическая стимуляция улучшает осанку, облегчая нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций. Одновременно тренируется мускулатура, устраняется ее непропорциональность, и регулируется мышечный тонус.
Спортивно-оздоровительная верховая езда кардинально повышает самооценку и уверенность в своих силах, способствует формированию более гармоничных отношений с миром.
Для занятий верховой ездой в классическом понимании необходимо наличие высококвалифицированного персонала узкой специализации: тренера-преподавателя, берейтора, коновода и врача-реабилитолога, который прослеживал бы результаты работы и помогал бы тренеру-преподавателю определяться с индивидуальной программой для каждого всадника.
До настоящего момента не определен статус спортивно-оздоровительной верховой езды в ряду оздоровительных методов, практически нет организаций, ведущих подготовку специалистов в данном направлении. Однако опыт многих энтузиастов, занимающихся спортивно-оздоровительной верховой ездой показывает высокую эффективность использования этого метода как с точки зрения коррекции физического состояния, так и в социально-педагогических целях.
Спортивно-оздоровительная верховая езда, по своей методологии является симбиозом медицины и педагогики. Соответственно, в работе с ребенком, специалист, имея в перспективе реабилитационные цели, должен опираться на педагогические технологии.
Программа рассчитана на индивидуально-групповые занятия с детьми, имеющими различные отклонения в физическом и психическом развитии – различные формы детского церебрального паралича, ослабленное зрение, аутизм.